Среда, 30.07.2025, 13:44

Приветствую Вас Гость

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Мой сайт
Главная » 2013 » Август » 19 » Забарский: «Само наличие корпоративного права у �
11:30
 

Забарский: «Само наличие корпоративного права у �

В.Забарский: «Само наличие корпоративного права у госслужащего никоим образом не должно быть признаком коррупционера»

Решение Конституционного суда, которое вернуло госслужащим право на акции и отсрочило еще на год декларирование расходов народными депутатами, вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Особенно на фоне постоянных разговоров о том, что социальные инспекторы будут жестко отслеживать, какие покупки делают люди, получающие от государства социальные пособия. О том, чем было вызвано обращение в Конституционный суд, и как это решение повлияет на борьбу с коррупцией среди чиновников, в эксклюзивном интервью МАИР рассказал глава подкомитета по вопросам гражданского законодательства Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики Владислав Забарский.

- Когда обычные граждане слышат заявления о том, что депутаты провластного большинства пытаются скрыть информацию о своем реальном благосостоянии, при этом Кабинет министров планирует проверять непрямые доходы малоимущих, это не вызывает у них позитивных эмоций. Зачем нужно было подавать представление в Конституционный суд?

- Это конституционное представление было подано в порядке так называемого последующего конституционного контроля, что предусмотрено нашим законодательством. Перед Конституционным судом ставилось два вопроса. Во-первых, соответствуют ли Конституции те нормы Закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине», которые запрещали всем субъектам этого закона владеть корпоративными правами. Речь идет о том, что само по себе наличие корпоративного права не может быть основанием для того, чтобы признавать человека коррупционером. Сейчас по действующему закону наличие такого корпоративного права автоматически ставит госслужащего в статус коррупционера, он вынужден продавать акции. Таким образом, закон противоправно лишает его права собственности.

У нас очень многие люди имеют приватизационные сертификаты, которые они получили в далекие 1990-е, и забыли, что они у них есть, но формально до недавнего времени их считали коррупционерами. Если человек когда-то учредил предприятие, имеет какие-то акции или долю в бизнесе, но по сути не занимался активной предпринимательской деятельностью, он все равно считался коррупционером.

Ставился также вопрос о том, каким образом применять статью 12 Закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине». Она гласит, что до 1 апреля 2012 года чиновники должны подать декларации, заполненные по новой форме - не только с доходами, но и расходами. То есть, указав приобретенную недвижимость, автомобили и другие покупки стоимостью свыше 150 тыс. грн. Вести учет таких расходов следовало с момента вступления закона в силу, то есть с 1 июля прошлого года. Но само положение о новой форме декларации вступило в силу только с 1 января 2012 года. Таким образом, возникала правовая коллизия.

Конституционный суд своим решение однозначно подтвердил, что всем чиновникам, госслужащим, депутатам, высшим должностным лицам, то есть всем субъектам антикоррупционного законодательства, запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. А также запрещено быть членами управляющих, исполнительных органов субъектов хозяйствования. Однако, поскольку по нашему законодательству владение корпоративными правами не считается предпринимательской деятельностью, суд указал на то, что их принудительное отчуждение противоречит Конституции. Суд также подчеркнул, что владельцу таких прав запрещено принимать участие в органах управления. Но надо понимать,что органы управления хозяйственных обществ – это и общее собрание. Это высший руководящий орган. Поэтому критики этого решения поверхностны. Народный депутат, который владеет акциями предприятий, даже на это собрание ходить не может, потому что по закону «О статусе народного депутата Украины» он не может пользоваться своими корпоративными правами, а обязан передать их в управление.

- А как же человеческий фактор? Допустим, депутат передал все права управляющей компании. Но что ему мешает лоббировать определенные решения, способствовать получению преференций для корпорации, акциями которой он владеет?

- В таком случае действуют другие нормы антикоррупционного законодательства, которые не позволят ему это делать. Конфликт интересов, злоупотребление влиянием и т.д. То есть в данном случае само наличие корпоративного права никоим образом не должно быть признаком коррупционера. В то же время уже есть практика, когда суды признавали виновными в коррупционных правонарушениях людей, которые просто формально владели корпоративным правом. Коррупционерами признавали госслужащих, мэров некоторых городов. Тут срабатывал формальный признак. Человек когда-то учредил частное предприятие, но не вышел из состава учредителей. Тем самым он формально совершал коррупционное деяние.

- С корпоративными правами все более-менее понятно. Теперь давайте разберемся с декларацией. Этот вопрос ведь регулируется не только антикоррупционным законодательством, но и налоговым…

- Вы абсолютно правы. В решении Конституционного суда четко прописано, что подача декларации – это не только требование антикоррупционного законодательства, но и существующего налогового законодательства, а также специальных законов "О судоустройстве и статусе судей", "О статусе народного депутата Украины", которые обязывают декларировать и доходы, и расходы как в отношении себя, так и в отношении родственников. Речь шла о том, что норма Закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине», которая обязывала подавать такую декларацию, вступила в действие с 1 января 2012 года. А декларировать надо было за 2011 год. Так вот, я Вам могу однозначно сказать, что все госслужащие, чиновники, все субъекты, которые должны подавать декларацию, они и будут это делать. Но не до первого апреля, а до первого мая, как предусмотрено статусными законами и Налоговым кодексом.

- То есть, в любом случае они должны сообщить налоговой службе и о своих расходах?

- Они обязаны будут указать в том числе и расходы. Есть утвержденная Минфином форма декларации и инструкция, которая будет применяться в этом году.

- Представители оппозиции неоднократно подчеркивали, что решение Конституционного суда не случайно появилось в канун выборов…

- Сегодня наши оппоненты действительно заявляют, что мы хотим скрыть доходы перед выборами. Любой, кто хочет разобраться в ситуации, может открыть закон о выборах и прочитать, что для кандидатов в народные депутаты обязательным условием регистрации является подача декларации о доходах и расходах за год, предшествующий году выборов. Поэтому все, кто будут участвовать в предвыборной гонке, все, кто будет регистрироваться кандидатом в народные депутаты, обязаны предоставить в Центральную избирательную комиссию свою декларацию.

- Из-за чего тогда весь этот переполох?

- В этой дискуссии существует два момента - правовой и политический. Что касается первого, я Вам все рассказал, и еще раз повторю, что решение Конституционного суда никоим образом не позволит избежать наказания за нарушение, которое человек допустил, либо за совершенное им коррупционное деяние.

Второй момент – политический. Никто не мешает, особенно народным депутатам, которые так проклинают действующую власть, обнародовать свои декларации в том виде, в котором они считают нужным это делать. Если Вы зайдете на сайт Верховной Рады, то увидите, что народный депутат Забарский выставил в открытый доступ свою декларацию, которую подавал в прошлом году. Точно так же я поступлю в этом году. До первого мая на сайте Верховной Рады будет опубликована моя декларация с доходами и расходами за 2011 год. Я думаю, что не все оппозиционные депутаты, а особенно те, кто прилагает столько усилий, чтобы опорочить решение Конституционного суда, поступили так же, как я.

- На выборах пройдут не все кандидаты. Тем, кого не изберут, подавать декларации в следующем году уже не нужно?

- Те депутаты, которые не прервут свои отношения с государством, например, останутся в резерве, обязаны будут декларировать свои расходы и доходы. Например, те, кто будет получать выплаты, им положенные по закону.

Но хочу напомнить, что на сегодняшний день существует норма Налогового кодекса, которая обязывает каждого гражданина, чья зарплата превышает 10 минимальных заработных плат, декларировать свои доходы. Поверьте, с точки зрения государственного контроля, антикоррупционных действий достаточно механизмов, чтобы человек отвечал за то, что делает.

Беседовала Татьяна Бодня

Tweet &nbsp

Просмотров: 156 | Добавил: mouble | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz